ГУКБАЛЬД

ГУКБАЛЬД
(Hucbald, Hugbaldus, Ubaldus, Uchubaldus), монах монастыря St. Amand близ Турне, род. ок. 840, был посвящен в священники 880, ум. 25 июня (21 окт?) 930 или 20 июня 932 в Ст. Амане; сперва был учеником своего дяди Мило, стоявшего во главе местной певческой школы; затем управлял временно певческой школой в Невере, а поздниее сделался преемником своего дяди. Г. автор трактатов: "De harmonica institutione", "Musica enchiriadis", "Scholia enchiriadis" и "Commemoratio brevis de tonis et psalmis modulandis", напечатанных в сборнике Герберта "Script" 1. Старинный трактат о церковных ладах "Alia musica", приписываемый Гербертом Г-у, написан во всяком случае не им. Интересные варианты текста "Musica enchiriadis", отпечатанного с других рукописей, встречаются в сборнике Куссмакера ("Scriptores", II); последний написал также основательную монографию о Г. (1841). Ганс Мюллер высказал сомнение в том, что "Musica enchiriadis" принадлежит Г-у ("Hucbalds echte und unechte Schriften über Musik", Лейпциг 1884); несостоятельность такого предположения доказана однако Г. Риманом в его "Geschichte der Musiktheorie" (1898). Труды Г. имеют особенное значение для истории музыки, ибо дают самое древнее и полное представление о начатках многоголосной музыки в 9–10-м веках (Organum, Diaphonia). По всей вероятности, однако, Г., в течении своей 90–92 летней жизни постепенно все более втискивал теорию органума в такие схематические рамки, которые первоначально были чужды этому примитивному многоголосию. Параллельные квинты и октавные удвоения, долго державшиеся в первоначальном многоголосном пении, следует в настоящее время признать специальным порождением теории Г., а не общепринятой формой музыки в 9–10-м веках. Несомненной заслугой Г. было применение в нотописании впервые ряда поставленных друг над другом линий, что дало возможность точно и наглядно изображать все повышения и понижения мелодии: Расстояние между каждой парой линий (целый тон или полутон) указывалось в начале строки (s = semitonium, полутон; t = tonus, тон). У Г. встречается также впервые применение первых букв латинского алфавита для обозначения тонов (См. Буквенное тонописание). – Удовлетворительное объяснение долгое время спорного значения так назыв. "Dasia" (т.е. нотации, придуманной Г. для демонстрации, при помощи имеющих различное положение знаков своей теории квинт-органума) было впервые дано Спиттой (Vierteljahrsschrift f. M.-W., 1889, стр. 443–482 и 1890, стр. 293–309); ценным дополнением к этим статьям является сочинение G. Jacobsthal'я "Die chromatische Alteration im liturgischenGesange der abendländischen Kirchen" (1897), представляющее собою полное разъяснение системы мутации тетрахордов.

Музыкальный словарь Римана. - Москва, Лейпциг. . 1904.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "ГУКБАЛЬД" в других словарях:

  • Гукбальд — (Huckbald, или Ubald, или Monachus Elnoneasis) ученый монах С. Амандского м ря во Фландрии (840 932). Г. ошибочно приписывают разные музыкальные нововведения; но его музыкальные трактаты ценны по своему ясному изложению, благодаря которому… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Хукбальд —         Гукбальд (лат. Hucbaldus, Ubaldus, Hubaldus, Hugbaldus, Uchubaldus и др.) (ок. 840, диоцез Турне вероятно, 20 VI 930, Сент Аман) фламандский монах бенедиктинец, церк. писатель агиограф и муз. теоретик. Учился в монастыре Эльноненсе в Сент …   Музыкальная энциклопедия

  • Музыка — В основе этого термина лежит греч. ή μουσική (подразумев. τέχνη искусство), т. е. искусство муз (первично богинь пения и пляски). Позже он получил у греков более широкое значение, в смысле гармонического развития духа вообще, а у нас опять… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ИСТОРИЯ МУЗЫКИ — Попытки написать очерк всеобщей и. м. были сделаны впервые лишь в 18 м веке; в короткие промежутки времени появились труды: Padre Martini Storia della musica (3 т. 1757, 1770, 1781). Hawkins A generai history of the science and practice of music… …   Музыкальный словарь Римана

  • Музыковедение —         наука о музыке, одна из областей искусствознания (См. Искусствознание). Марксистско ленинское учение даёт прочную базу для построения подлинно научного М., изучающего закономерности, явления и процессы развития музыкального искусства в их …   Большая советская энциклопедия

  • Дифония — (греч., dis двойной, phone звук) двухголосное сочетание в музыке. Д., или диафонией, или симфонией, Гукбальд (X стол.) назвал двухголосный орган параллельным, или блуждающим. Диафонией у греков назывался диссонирующий интервал. Н. С …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Орган — см. Гукбальд …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Полифония — многоголосная музыка, в которой каждый голос имеет самостоятельное мелодическое значение. Начало П. относится к самым скромным попыткам в этой области в начале Χ столетия. Гукбальд упоминает в своих сочинениях об органе параллельном блуждающем… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • "КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ" — Каролингский ренессанс , известный культурный подъем во Франкском гос ве в 8 1 й пол. 9 вв., выразившийся в организации новых школ, привлечении к королев. двору ряда образованных деятелей, большем внимании к произведениям антич. лит ры и к… …   Советская историческая энциклопедия

  • Музыка Франции — Группа музыкантов на Монмартре Французская музыка  одна из самых интересных и влиятельных европейских музыкальных культур, которая черпает истоки из …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»